“Salus populi suprema lex est”
Международное общественное объединение

Russian Phisical Society, International

Международное общественное объединение Русское Физическое Общество (сокращённо – РусФО, RusPhS) - добровольное объединение учёных, инженерно-технической интеллигенции, изобретателей, предпринимателей для совместной интеллектуальной и научно-практической деятельности в области естествознания, - науки о природе.
Научная цель: построение единой физической картины мира и поиск основной целевой функции человечества.

Землинский А.И. Голем и Макроантропос: простая и божественная физика мира и человека.




«В религии никто не смеет свободно мыслить и говорить
и церковь должна отдавать еретиков светской власти,
 которая разлучает их с жизнью посредством смерти».


Ф. Аквимский

 ГОЛЕМ И МАКРОАНТРОПОС:
ПРОCТАЯ И БОЖЕСТВЕННАЯ ФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА И МИРА

3емлинский А.И.

  
В начале этой небольшой, популярной и свободной от математического аппарата работы речь будет идти о смысле современных представлений ортодоксальной науки о человеческой практике.

Вслед за кратким описанием серьёзных неувязок, обнаруживаемых на этом пути, будет предложено альтернативное построение, ориентированное на слияние физических и психических измерений в единой картине «Божественной физики».

Автор предполагает, что терпеливый читатель сможет за каркасом развёрнутых положений встретиться с живой актуальностью, которую многие ловцы старались накрыть сетями своих идей.

* * *

В статье используются диалектические операции, однако предварительное знакомство с той или иной системой философской диалектики необязательно, поскольку из контекста всегда будет ясно, что именно проделано.

* * *

Начнём с краткого обзора научных представлений о мире. Конечно, всегда можно сказать, что мы произвольно исказили какие-то черты и возможны другие схемы. Однако речь пойдёт о самой сути, которая должна войти в любую схему.

В основу современной фундаментальной науки положено представление о простейших «кирпичиках» мира, - материaльных частицах.

Эти первичные образующие космоса выступают в науке в четырёх различаемых аспектах. Это так важно для дальнейшего, что эти четыре аспекта будут явно описаны ниже.

- Аспект собственной организации материальной частицы. Принятое в науке название - область слабых взаимодействий.

- Аспект парных взаимоотношений материальных частиц. Иначе - область электромагнетизма.

- Аспект «социальной» организации материальных частиц. В науке известен, как область сильных, или ядерных, взаимодействий.

- Наконец, аспект единства материальной частицы со своим местом во Вселенной. Называется областью гравитационных взаимодействий.

  * * *

Теперь рассмотрим другoй очень важный камень, лежащий в основе, coвpeмeнныx научных пpедставлений о мире, - это диалектика всеобщего и единичного. Хотя это и не принятое в науке название, - оно точнее всего подходит к тому, что сейчас будет описано.

Заметим, что история отношений естественных наук с философской диалектикой - давняя и очень тяжёлая, и здесь не будет затронута. Всякий учёный пользуется в своём сознании диалектической операцией, позволяющей ему мыслить зримую Вселенную, то есть мир Солнца, неба, созвездий, облаков и туч, гор, океанов, земли, рек и ручьёв, ветра, снега и гроз, тpaвы, дepeвьев, птиц и зверей, - вообще весь мир, как только и в точнoсти проявления четырёх перечисленных вышe фундаментальных взаимодействий.

Это диалектическое отражение единичного во всеобщем в сознании учёного происходит нижеследующим образом.

- Гравитация выступает теперь как вселенский (астрофизический) порядок.

- Ядерные силы оборачиваются множественностью химичeских элементов, фазовой (химической) структурностью мира.

- Электромагнетизм преобразуется в механику (кинематику и динамику) всего видимого мира.

- Наконец, уровень первичных простейших материальных составляющих мира, как предельно подробный из доступных мышлению, или иначе - микроуровень элементарных частиц, должен в своём отражении в сознании предстать как чисто абстрактный организующий Порядок Вселенной, космогoния, эволюция, Дух или Общий Смысл.

Обратимся теперь к слабым местам описанной диалектики научного сознания.

Различные версии систем философской диалектики включают в себя операцию, обратную изложенному переходу. Мы вправе, следовательно, ожидать и от науки обратного перехода от всеобщего к единичному. Такая довольно естественная, на первый взгляд, операция в сознании должна была бы приводить к пониманию всей материальной начинки или плоти мира, как материала, подчинённого абстрактному организующему смысловому порядку. Однако что-либо подобное такому нисхождению от чистого Сверхсмысла к развёртыванию в последовательно всё более плотных степенях овеществлённости не обнаруживается в ортодоксальной науке.

Выходит, что речь не идёт о канонической диалектике. В связи с этим из научной сферы исключены Божественная соразмерность, целесообразность и благодать, явственно наполняющие и пронизывающие все уголки природного мира (до грехопадения). 

*  *  *

Сказанное до сих пор относилось к так называемой чистой науке, обращённой к природной Вселенной.

Основное значение, однако, имеет наука, направленная на человеческую практику, которая в основном сводится к физико-химическому предметному производству. Оказывается, что здесь, в прикладной науке, в диалектической картине мира человеческой практики верх и низ меняются местами.

(Если бы автор не боялся упрёков в уничтожении серьёзного настроя, можно было бы назвать это место переходом от Гегеля к Мангельсу).

Ниже проведён краткий обзор диалектической картины мира прикладной науки. Вся механико-химия человеческой практики находится теперь в категории единичного, совершенно очищенного от органичности контекста. Именно выделенность, изолированность системы положена в основу современного научного метода. Но вся химико-механическая материя органического мира находится по другую сторону, в категории всеобщего, как ячейки единой мозаики Вселенского Порядка. И, строго говоря, это две разные материи; мы обязаны их различать, как правое и левое, поскольку замена местами верха и низа в диалектике мира вовсе не является тождественным преобразованием. Следовательно, мир человеческой практики противостоит органическому миру природы, как противостоят друг другу два порядка: органический, относящийся ко всеобщности, и собственный порядок материи, обнаруживаемый в её отделённости, изолированности.

Претворение научного сознания в человеческую практику неизбежно приводит, как видно, к противостоянию правого и левого мира.

В мире человеческой производительной практики предметность находится в категории единичного, а природные силы - гравитация, ядерные, электромагнитные, слабые силы, - занимают теперь место в категории всеобщего, как разновидности природных (энергетических) ресурсов.

Здесь перевёрнута вниз головой вся ранее описанная картина диалектической структуры органического мира: место всеобщего Сверхсмысла занимает Произвол, место космического астрофизического порядка остаётся вакантным.

Сказанное неизбежно приводит к неутешительному выводу: мир человеческой производительной практики, отвечающей современному научному виденью мира, противостоит Божественному миропорядку, и с религиозно-философской точки зрения должен быть описан, как богоборческий.

* * *

Современное научное мышление, разумеется, не единственно возможное. Другой взгляд на человеческую практику может представить её, как часть Божественного миропорядка. Практика, отвечающая такому пониманию, должна в наших терминах быть отнесена к правому миру, сама являясь материальным проявлением смысловой ткани Вселенной, ниспадающей от Сверхсмысла, - первоисточника.

В описанной конкуренции двух миров и соответствующих альтернативных пониманий человеческой практики можно видеть, конечно, понятийное выражение человеческой свободы.

Актуальное проявление человека, - деятеля в правом, либо левом мире определяется ничем иным, как структурой сопряжения смысла и материи в его сознании, как будет показано ниже, выбором одной из двух конкурирующих ориентаций сознания.

Желая достаточно явно показать изоморфность человека и космоса, автор строит ниже описание психических измерений по тому же организационному образцу, который был использован в описании физических измерений космоса.

Как и прежде, в основу картины должны быть положены допустимые уровни сопряжения смысла и реальности. Вместо четырёх фундаментальных физических взаимодействий нужно теперь описать четыре фундаментальных аспекта человеческого мира. Они представлены ниже, как и прежде, в явном виде.

- Аспект собственной организации человека. Это уровень биологии.

- Аспект парных человеческих взаимоотношений. Представляет собой область чувственности.

- Аспект «общественного» проявления человека. Соответствует наличным понятиям о воле, власти, поступке.

- Acпект единства человека со своим местом (предназначением, ролью) во Вселенной. (В каноническом религиозном смысле - в любви Создателя). Этот аспект отвечает сакральной, религиозной области, - духовному Сердцу.

Четыpе описанных аспекта, выражающих различные (фундаментальные) проявления человека, как единичности, составляют как бы нижнюю половину человеческой личности.

Верхняя половина, как будет показано, может быть представлена, как диалектическое отражение нижней, в смысле диалектики единичного и всеобщего.

В этой диалектической операции происходит преобразование paccмoтpeнных аспектов единичного в четвёрку верхних уровней структуры человеческой личности: отражением рeлигиозно-сакральной области будет этика, области воли, власти и поступка - язык и логика, уровня чувствительности - символьно-образная сфера, нижнего, биологического уровня - высший абстрактный уровень Единого Духа или Сверхсмысла.

Вообще, в отличие от ситуации в фундаментальных науках, диалектическая структура человека, описанная здесь, не является пpивычной для гуманитарных областей. В действительности, трудно что-либо возразить пpотив представления о том, что субъектно-предикатная материя языка представляет собой диалектическое выражение поступка, как первичного единичного элемента, против того, что краски, составляющие символьно-образную, эстетическую область, суть эмоциональная, чувственная сфера, но вознесённая в категорию всеобщего операцией диалектического преобразования, или против того, что в этике выражается как нравственное, сакральное чувство. Нельзя, кажется, не признать, что альтернативой диалектическому пониманию физического и духовного в человеке может быть лишь тяжёлый субстантивистский дуализм, так чтобы человек оказывался погpужённым в Единый Дух не своим биологическим, живым существованием, а каким-то другим местом. (Впрочем, благодаря мифологии, удаётся обойтись вообще без последовательного понимания).

Опираясь на представленную здесь диалектику человека, как микрокосма, мы должны будет теперь, вторично воспользовавшись применённым ранее приёмом, ввести представление о двух сосуществующих мирах.
 
Как и выше, в понимании природной физики, мы представляем себе:

- правый мир, как результат развёртывания сверху вниз, последовательного овеществления идеальных смыслов, нисходящих от первоисточника, осуществление Всеобщего Сверхсмысла в личной реaльности, как мир до грехопадения, а ныне - мир молитвенных усилий;

- левый мир, как обратное отражение правого, соответствующее замене местами верха и низа; мир, в котором смыслы пребывают в категории единичного, вне Всеобщего плана смысловой иерархии, а биология, чувственность, воля, этика находятся в категории всеобщего, как средства реализации пpоизвольно положенных, изолированных идеальностей; как мир, в котором место Святого Духа вакантно.

Возможно, всякое проявление человека во Вселенной необходимо включает акт выбора одного из двух сосуществующих в человеке миров. Оказываясь, как сознающий, в своём правом либо левом мире, деятель выступает тогдa во Вселенной, возможно, также всегда в соответствующем из вселенских миров (их условные имена вынесены в название статьи).

Автор должен сознаться, что именно ради этого последнего положения была написана вся статья. Однако с точки зрения положительного смысла предложенных идей это положение надо считать начальным.
 

Издание «Кризис Цивилизации», 1991, № 23.
 


     
«Главное заблуждение жизни людей то, что каждому отдельно кажется, что руководитель его жизни есть стремление к наслаждениям и отвpaщение от страданий. И человек один, без руководства, отдаётся этому руководителю, - он ищет наслаждений и избегает страданий и в этом полагает цель и смысл жизни... Цель жизни вне наслаждений и страданий. Она достигается, проходя через них.

Наслаждения, страдaния это дыхание жизни: вдох и выдох, пища и отдача её. Положить свою цель в наслаждении и избежании страданий - это значит потерять путь, пересекающий их. Цель жизни общая или духовная. Единение. Только...».

Лев Толстой. 28 октября 1886 г.




Опубликовано: журнал "ЖРФМ", 1991, № 2, стр. 90-95.


« назад

Журнал Русской Физической Мысли
Журнал Русской Физической Мысли

Ссылки: