“Salus populi suprema lex est”
Международное общественное объединение

Russian Phisical Society, International

Международное общественное объединение Русское Физическое Общество (сокращённо – РусФО, RusPhS) - добровольное объединение учёных, инженерно-технической интеллигенции, изобретателей, предпринимателей для совместной интеллектуальной и научно-практической деятельности в области естествознания, - науки о природе.
Научная цель: построение единой физической картины мира и поиск основной целевой функции человечества.

Казначеев В.П. Земная эволюция человечества (живого вещества) и проблемы космогонии (Гея: новое поле науки)



Из архива Русской Физической Мысли


 

ДОКЛАД

по итогам экспедиции «ПУТЯМИ ВЕЛИКИХ МИГРАЦИЙ»

раздел «НОВАЯ КОСМОГОНИЯ»

 

ЗЕМНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (живого вещества)

И ПРОБЛЕМЫ КОСМОГОНИИ (Гея: новое поле науки)

 

В.П. Казначеев

 

27.06.1992 г.

 
Работа в составе экспедиции имела важное объединяющее значение и проводилась на основании решений учёного совета международной ассоциации «Путями великих миграций человечества», генеральный директор ассоциации доктор Пюрвеев Д.Б., председатель научного совета академик Казначеев ВЛ. Сама экспедиция (её международный состав учёных и программа) являются новой формой в организации современного научного инструментария (метода) в исследованиях глобальных проблем развития человечества.

По программе осуществлялась попытка возможных отдалённых (дистантных трансперсональных связей членами экспедиции с лабораториями (пунктами приёма) в центрах России, Европы и Америки. Методы и результаты обработки данных описаны в приложении. По ходу экспедиции осуществлялась комплексная оценка специфических особенностей исторических культурно-духовных традиций (памятников) в соответствии с научной гипотезой палеопсихологии и антропогенеза человека. Проводились научные семинары. По отдельной программе все члены экспедиции обследовались медико-психологическими методами. Проводился ежедневный текущий медицинский контроль членов экспедиции. Эта работа была обеспечена набором средств адаптивной профилактической и лечебной помощи.

1. Введение: живое вещество, космогония.

2. Биологическая эволюция (белково-нуклеиновая форма).

3. Космо-планетарный феномен живого вещества: интеллектуальные формы.

4. Проблема палеопсихологии: прогрессивные и регрессивные механизмы адаптации.

5. Религии как отражение палеопсихологии человечества (противоречия духовные и биологические).

6. Антропогенез, этногенез, онтогенез: закономерности эволюционных гомологий (номогенез Л.С. Берга).

7. Номогенез.

8. Ноосфера - реальность или утопия? Мёртвые этнические природные моря.

9. Новая космогония, пределы феномена человека.

10. Новая космогония: проблемы Геи.
 

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

С конца 20 века человечество всё более обеспокоено проблемой выживания на планете Земля. Это известные технократические глобальные экологические травмы планеты, уничтожение невосполнимых ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей в пище, ресурсах жизни (воздух, вода), наконец декомпенсация покровно­защитной среды биосферы, озонового экрана, гидросферы и многое другое. Серьёзно обсуждаются и реальные изменения климата Земли (I.N. Ausubel, 1991, Будыко М.И., Израэль Ю.А., Яншин А.Л., 1991), продолжаются процессы уничтожения памятников культуры (материальных, письменных и устных).

Международные научные про граммы выживания (экономические, экологические, культурные, космопланетные - сети и др.) несмотря на солидарность народов остаются малоэффективными. Всеобщая неудовлетворённость профилактикой здоровья людей, методами лечения вызывают очевидное недоверие научной медицины, растут хронические процессы патологии (эпидемиологии хронических инфекционно-вирусных и не инфекционных заболеваний), генетические дефекты, эпигеномная трансляция патологии: мать (отец) - плод. Нарастают психопатологические феномены, а также гормонально зависимые изменения основных глубинных наследственно-ведущих социальных институтов - желание иметь детей: изменяется мировой ход космо-планетарной, биологической эволюции человека.

В научной картине мира из общего объёма знаний в области живого вещества (если принять весь объём знаний мировой науки - естествознания) 95% составляют знания о природе косного вещества Земли и Космоса (Вселенной). Знания же природы (сущности живого вещества) составляют всего 5%. Из этой части в науках о человеке и человечестве (этиология, эволюция, биология, физиология, психология) остаётся не более одного процента относительно мирового объёма научной мысли человечества.

Эволюция биосферы и человечества не только ускоряется, но и при обретает новые адаптивные черты (свойства), которые были для прежних исторических эпох несвойственны природе живого вещества.

Результаты научной междисциплинарной работы международной экспедиции «Путями великих миграций человечества» (под эгидой ЮНЕСКО) подтверждают сказанное. Исследовались проблемы палеопсихологии, религии, культуры, антропологии, медико-биологии в Индии и Непале. Предварительные данные вызывают не только подтверждение вышесказанного, но и ещё более увеличивают тревогу за судьбы выживания человечества.

На основании этих данных ниже будут изложены основные итоги и возможные перспективы. Несомненно одно: возникают новые поля науки, новые формы организации в исследовании этих полей. Одной из таких новых форм и явилась междисциплинарная экспедиция учёных, культурологов «Путями великих миграций человечества».
 

2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
(белково-нуклеиновые формы живого вещества)

 
Во время работы в культурных центрах Индии, древнейших центрах культуры, религии, психологии, исследований образа жизни, экологии накапливается всё более подтверждающих данных о том, что современная парадигма: утверждение единственности формы живого вещества на основе макромолекулярных структур и процессов белково-нуклеиновой природы несостоятельно. Наблюдения показывают, что сохранение жизнеспособности людей в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях (где по современным нормативам гигиены жизнь человека невозможна), равновесие человек - биосфера сохраняется, механизмы уравновешивания (с точки зрения науки, европейской цивилизации) остаются архаическими. Однако такая оценка основана на убеждении, что современными идеалами эволюции, прогресса человечества являются только высоко цивилизованные регионы Земли. Это в оценке сегодняшней картины (состояния) жизни. Однако, сохранение баланса (гармонии) человек - дух, природа в этих регионах по своей исторической сущности значительно глубже, фундаментальнее, чем в высокоразвитом технократическом мире Земли. Путь «идеала», стремление этих развивающихся («отсталых») народностей к эталону цивилизации не является единственным и верным. Перспективы выживания человечества (популяций) цивилизованного мира с его всё более расширяющимися удовлетворениями психо-эмоциональных, физиологических потребностей остаются угрожающими, по-видимому, в большей мере, несмотря, казалось бы, на очевидные контрасты не в пользу населения развивающихся стран. Причины глобальных проблем (Римский клуб, центр Брауна и др.) верны, если сама гипотеза о ходе современной эволюции человечества в постиндустриальную волну (Тофлер) справедлива, однако, утвердить или отвергнуть научное основание такой гипотезы сегодня нельзя. Внимательное отношение к вековому (тысячелетнему) опыту выживания, особенно к институтам религий в Индии и Непале подтверждает идею о том, что на Земле сосуществуют различные формы живого вещества (космо-планетарные формы живой Вселенной) и планета Земля является космическим живым организмом, где человечество в понимании его белково-нуклеиновой (генетической) и социальной (психической) природы как один из немногих живых феноменов природы далее не может существовать на «теле» Геи - живой Земли - космической части живой Вселенной.

Без сомнения - в современном естествознании - принимается как научная (доказанная!) истина, что жизнь появилась на Земле в единственной материально-энергетической организации - макромолекулярных углеродных цепях с усложнением их в глобулы, мембраны, далее самовоспроизводящиеся живые белково-нуклеиновые формы(бактерии, грибы, водоросли, насекомые, животные, человек) (в.и. Вернадский, Опарин и др.). Созданы стройные теории химической эволюции органических соединений, пред-жизни, живого вещества (древние бульоны и др.). Научные новые данные (Гурвич А.Г., Бауэр Э., Казначеев ВЛ. и др.) указывают на то, что белково-нуклеиновые структуры клеток со-сочетаются с живым веществом материально-энергетической (полевой) формой живого вещества. «Солитоно-голографическая» организация полевых форм, видимо, появилась на планете Земля с момента её космического рождения и связана с активностью Солнца, как части живой Вселенной. Эти формы более легко существуют (воспроизводятся) в клеточных белково-нуклеиновых организациях (клетках). Их функции (потоки) являются относительно макромолекулярных программ (генетических) первичными; выборка синтетических программ данных организмов, их синхронизация, адаптивная адекватность среде определяется солитоно-голографической формой жизни. Видимо в этом суть пока таинственной роли 97% клеточного генетического (хромосомного) хроматина. Если же современные технократические, экологические условия изменяют этот «баланс», то сама сложная при рода (существования живого вещества). его эволюция меняется не только количественно (генетические современные макромолекулярные исследования), но и качественно. По своей сути все программы генома человека, генетических механизмов (фило-, онтогенез) есть программы исследований следствий, а не первоосновных материально-энергетических потоков живого вещества.

В нативных формах жизни, образе жизни, ритуально-религиозных институтах Индии и Непала это очевидно. Духовность, традиции, обычаи, которые оцениваются как примитивные древние формы организации жизни человека далеко не столь архаичны. Наоборот, это более организованные структуры жизнедеятельности (эволюции), более соответствующие косм о-планетарной динамике живой Земли, - Геи.
 

3. КОСМО-ПЛАНЕТАРНЫЙ ФЕНОМЕН ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА:
 ИНТЕЛЛЕКТУ АЛЬНЫЕ ФОРМЫ

 
То, что принято считать разумными, интеллектуальными формами жизни, сегодня без сомнения подразумевает человека, человечество (Ноmо Sapiens). Так ли это? Сомнения неоднократно высказывались в научном мире, но современная научная парадигма отметает со всей своей силой самоуверенности эти мысли. Прежде всего, со времён Декарта, всё, что не измеряется (априорные знания, представления) было отнесено к метафизике - то есть полям религий, эзотерии, психических искажений, заблуждений, внушений. Всё что измеримо, воспроизводимо осталось в строго очерченном потоке научной мысли - науке. Это действительно так на уровне современного уровня научной цивилизации. Но далее водораздел, разделение между объёмом априорных знаний, народного опыта и наукой всё более нарастал. Сегодня звучит в научном мире иронически, например, идея о возникновении (сотворении) Вселенной, живого вещества, человека. Современные знания (прогрессивные, точные) о микро- И макрокосмосе, законы термодинамики, не допускают астрофизике такого даже предположения, самой постановки вопроса. В своё время подобное состояние было в цивилизациях не допускающих даже мысли о том, что Земля не центр мира и не объёмное шарообразное образование (геоцентризм). Потребовалось три - четыре столетия, чтобы эта догма была опровергнута практикой и наукой.

Далее, столь же мучительно жертвенно долго была показана несостоятельность догмы об антропоцентризме. Всемирно принятая теория Дарвина о происхождении видов, идеи Ламарка признаны примитивными, хотя сегодня эпигеномные механизмы трансляции адаптивных процессов в поколениях несомненны, особенно у человека (система мать - плод, имиринтинг и др.).

Есть все основания считать, что экспериментально (Казначеев ВЛ., Михайлова ЛЛ. и др.) клетки животных и растений - существа разумные (интеллектуальные). Их соотношения, сообщества не могут быть объяснены только на основании известных генетических программ. Эти программы есть со-сочетание полевых и макромолекулярных форм живого вещества. Полевые формы - носители клеточного интеллекта. Естественно, что это понимание (определение) не аналогично общепризнанному понятию «интеллект человека». В этом есть одно из проявлений антропоцентризма. Несомненные экспериментальные данные говорят в пользу такой гипотезы.

Это же подтверждается и опытом народной медицины различных школ Индии и Непала: управление клеточными процессами в теле больных за счёт дистантного полевого воздействия лекаря (шамана, жреца и др.). Это отнюдь не эзотерия, не некая экзотическая фактизация - это реальные факты, столь же реальные (объективные), как и научные измеримые, воспроизводимые эксперименты и наблюдения. Это новое поле современного естествознания. Возможное вмешательство в интеллект клеток - не только за счёт «лекарей» (экстрасенсов высокой даровитости), но путём слаболазерной и другой современной техники (зеркала Козырева). Инкорпоральное обучение клеток, полевое донорство и другое открывают новые труднопредсказуемые по своей эффективности перспективы.

Возникновение человека сегодня строится на научной теория Дарвина (современная синтетическая теория эволюции). Однако в литературе неоднократно высказывались серьёзные опасения о недостаточности (ограниченности) этой теории (Берг Л.С., Любищев А.А. и др.). В целом идеи русского космизма также содержат в себе эти сомнения, представляя эволюцию более широко в космо-планетарном процессе. Многие философско-религиозные идеи, естественно, звучат наивно и фантастично, но важен факт постановки самого вопроса.

По нашим данным (открытие в Якутии, сделанное антропологом профессором Ю.А. Мочановым) возникновение разумного человека характеризовалось одновременным появлением нескольких интеллектуальных космо-планетарных «пятен» на поверхности Земли (Африка, Северная и Южная Азия). К периоду 4-5 миллионов лет до н.э. эти регионы уже были освоены группами протогоменид. Эти сообщества, индивидуумы уже накопили в головном мозге ] 2 - 15 миллиардов нейронов. Система нейронов за счёт проводников (аксоны, синапсы) представляла сложнейший живой компьютер проводникового типа. Так на Земле возникла основа для нового космо-планетарного эволюционного взрыва. Для эволюции живого вещества планеты (около 4 миллиардов лет) 3-5 миллионов составляют по временной шкале астрономического времени менее одной наносекунды. Так был подготовлен новый космический взрыв - возникновение интеллектуальной (социально-человеческой) формы живого вещества на планете Земля. Космические, планетарные механизмы такого взрыва (сотворение) остаётся загадкой.

Полевые (интеллектуальные) формы живого вещества каждого нейрона мозга (возможно и других клеток тела) объединились взрывом в одно полевое (солитоно-голографическое) образование. Такие сообщества (семьи, род) протогоменид образовали взаимосвязанные интеллектуальные пятна на поверхности Земли: проводниковые организации живых компьютеров превратились в их полевые системы. Объём информации (памяти, эвристики) возрос при этом на 109 - 1012 порядков. Такие интеллектуальные образования на основе белково-нуклеиновых форм организма выживать в конкретных экологических условиях Земли не могли. Их биологическая основа требовала удовлетворения чисто биологических потребностей. С этого момента начинается планетарный (земной) процесс их адаптации. Полевые интеллектуальные процессы (механизмы) постепенно (адаптация) заменяются другими сигнально-сенсорными сигналами. Появляются зачатки, а затем язык - семантические поля. Единые солитоно-голографические системы интеллекта, которые составляли околоземную, земную монолитность интеллекта (видимо голографические организации Земли Бома­Прибрама), отражавшие эволюционно-космическую эволюцию Геи, начинают разрушаться. Семантические поля расчленяют членов семьи, рода, сообщества. С этого времени появляются объективные условия возникновения личности. Это вторичное произведение в эволюции человека.

Далее формируются механизмы «иммунитета» (защиты) от полевых высших интеллектуальных воздействий. Однако они остаются основой социальной эволюции и сохраняются в институтах древнейших и поздних религий. Жрецы, шаманы, оракулы, астрологи несут своими свойствами эту функцию интеллектуального единства. Наука ограничивается данными человеку, теперь уже заторможенными, сенсорными и семантическими полями (образно-языковая форма - инструментарий научной мысли, естествознания). С этого времени и начинается дивергенция (расхождение) палеопсихологических, интеллектуальных космических механизмов и вторичных интеллектуальных (научных) процессов на основе семантических полей.

Совсем недавно и научный мир сформулировал научно-мировоззренческую гипотезу т.н. антропных принципов: утверждается - чтобы мог появиться человек (человечество) требовался строгий план (процесс) формирования Вселенной. Человек, наблюдатель этого процесса, имеет возможность знать (наблюдать, исследовать) его только с помощью данных ему предыдущей историей свойств. Видеть то, что исторически было его созданием, не более. Идеи возникновения живых (белково-нуклеиновых) систем исследуются и казалось бы доказываются в научных исследованиях (Либих, Опарин, Вернадский, Пригожий и др.). В этой концепции, уже научной, виден мост между наукой и религиозными догмами о сотворении мира и человека: начало нового периода в естествознании (видимо, один из первых эту идею высказал В-Л. Соловьёв в его изложении философии всеединства).

В живом космосе, Вселенной, планете Земля существует столь же бесконечное множество живых форм (материально-энергетических), как и уже хорошо известных косных форм вещества Вселенной (микро-, макро Космос) неживой материи. Внимательное исследование теофилософских материалов Индии, Непала, их культуры подтверждают изложенные идеи. Эти народы могут быть полем исследований нового научного видения природы земного интеллекта.

 

4. ПРОБЛЕМЫ ПАЛЕОПСИХОЛОГИИ:
ПРОГРЕССИВНЫЕ И РЕГРЕССИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

 
  Появление (сотворение) интеллектуальных форм живого вещества на планете Земля было по своей космо-планетарной сущности самой высокой (современной) для Земли его формой. Это и был прогрессивный космо-планетарный эволюционный процесс. Взаимодействие многих форм живого вещества (полевые, белково-нуклеиновые и др.) есть, вероятно, один из основополагающих механизмов эволюции Вселенной как космической живой системы. Далее начинается процесс земной адаптации, приспособление к выживанию таких сочетаний на основе белково-нуклеиновой (видимо весьма специфичной) формы живого вещества на планете Земля (протогомениды). Процесс адаптации основывается на формировании семантических интеллектуальных (вторичных) полей, социальных организаций на его основе, взаимодействие личностей, родов, кланов, этносов. Это - специфическая форма адаптации интеллектуальных форм в уникальных, видимо, экологических, физико-химических условиях планеты Земля. Один из первых на такую уникальность указал В.И. Вернадский, в постоянном потоке атомов между косным и живым веществом, в его научном обобщении биогеохимии планеты. Позднее такие же обобщения появились в работах А.Л. Чижевского и Лаутербаха по биогеофизике. Однако, все эти крупнейшие работы учёных основывались на научном убеждении единственной формы живого вещества. Более масштабными следует считать идеи Тэйяра де-Шардена (ноосфера, универсум) и П. Флоренского (пневматосфера, пневма - дух, душа).

Если графически изобразить изложенные две линии (процесса) эволюции, то эта динамика предварительно выглядит следующим образом (см. рис. 1).

     

Рис. 1. Схема динамики космо-планетарной прогрессивной и регрессивной эволюции человечества (интеллектуальная форма живого вещества)

 
Примечание.

(1) - 3-5 млн. лет т.н.: появление интеллектуальных форм (пятен) на Земле.

(2) - 40-50 тыс. лет т.н.: доминирование религиозных институтов в социальном управлении.

(3) - 8-16 века до н.э.: средняя, новая история экономики, конкуренции, политики,науки, новых технологий.

(4) - 20 век: дивергенция интеллектуально космо-планетарных процессов.

 

Из приведённой схемы следует, что человечество всё более приближается к интеллектуальной «чёрной дыре». Изменяя эволюцию белково-нуклеиновой своей основы и игнорируя косно-планетарные (наиболее организованные системы) своего интеллекта, неминуемо мы приближаемся к самоуничтожению как естественному космическому процессу. Гея - живое космическое образование- не вынесет на своём теле паразитирующие теперь образования; и она (Гея) просто ликвидирует человечество в 21 - 22 веках.

Человечество же, за счёт поисков новых форм энергий (равных потокам космического масштаба) электроники на основе закономерностей косного микрокосмоса, всё более превращает свои новые поколения в новое образование человеко-роботов. Это образование несовместимо с космической эволюцией Геи. Напомню философские работы Э.К. Циолковского и др., которые до сих пор остаются в современных горизонтах научной фантазии.

В русском искательстве Бога, человечеством также (пусть наивно) предсказывался путь объединения земного и космического пространства в символе, признании человека-духа (человечества), сотворённого Богом-духом. Новое поле науки - космическая палеопсихология - это не отправная точка нулевого уровня к прогрессу интеллекта(разума, памяти и т.д.). Наоборот, космическая палеопсихология это высокая космическая организация интеллектуальной формы живого вещества на планете Земля. Далее начинается процесс её разрушения и смена адаптивной (примитивной относительно космоса) семантической формой (инструментарием) интеллекта с превращением его в технократизм (по своей сути) уже не живую форму, а некую косно-живую химеру.
 

5. РЕЛИГИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПАЛЕОПСИХОЛОГИИ
 (противоречия духовные и биологические)

 
Выше я указал на то, что интеллектуальные первично-космические формы живого вещества на Земле возникли на основе белково-нуклеинового носителя - протогоменид. Эта форма носителя должна была искать необходимых земных условий для сохранения биологической, физиологической (телесной) формы выживания, приспособления, продолжения рода. Видимо, библейское изложение о первородном грехе интуитивно отражает динамику этой потребности. Полевые организации интеллекта оказались как бы в «плену» биологической адаптации и были преформированы (перекодированы) в семантические поля (языковая форма познания, памяти, опыта). Однако, такая адаптация сочетал ась с необходимостью сохранения первооснов полевых интеллектуальных форм, их связи с живым космосом. Поэтому религиозные институты и были важнейшей основой такого сохранения (здесь более уместно применить понятие коэволюции, высокого соприкосновения, введённого в философию И.Т. Фроловым, и Н. Моисеевым), нежели их представление о коэволюции человечества и природы (биосфера).

То, что мы увидели во время работы экспедиции в Индии и Непале подтверждает такое предположение. Религии Египта, индуизм, буддизм (их различные варианты), зороастризм, христианство, мусульманство - это всё основополагающие механизмы коэволюции космического интеллекта (полевые формы) и интеллекта на семантической (языковой) основе. Удивительно, что в первоначалах все эти религии имеют единую основу: сотворение мира, появление на Земле мессии в облике Бога или Бого.-.человека. Основные заветы всех этих учений гумано-космичны.

Лишь социально-экономические и политические процессы меняют динамику религиозных институтов, внося в их организацию элементы противоречий, антагонизма, подчас несовместимости и религиозных войн. В этом аспекте - палеопсихологии человечества - религии (древние, современные, мифология, психолингвистика) являются также новым полем науки. Это тем более важно, что сами религии опережают науку. Так, например, бахаистское движение, идеи Розы мира Даниила Андреева и др. содержат идеи прогрессивного гуманитарно-планетарного изменения хода эволюции человечества. Эти же идеи содержатся и в работах Н. Рериха, философии агни-иоги и др. теологических аспектах.
 

6. АНТРОПОГЕНЕЗ, ЭТНОГЕНЕЗ, ОНТОГЕНЕЗ
(закономерности эволюционных гомологий - номогенез Л.С. Берга)

 
В отечественной литературе наиболее глубокий анализ этногенеза содержится в работах Л.Н. Гумилёва. Исследуя этногенез (этиология) как планетарно-естественный природный процесс, Л.Н. Гумилёв показал, что этнические образования рождаются, переживают пассионарный период развития (1500 - 2000 лет, Т.е. 100 - 120 поколений), далее формируется уравновешенная, гомеостатическая фаза, затем увядание (акмотический период) и ассимиляция этноса или его исчезновение. Все эти процессы подробно изложены в книгах Л.Н. Гумилёва и я отсылаю читателя к первоисточникам. В них показаны закономерности формирования суперэтносов, этнических химер, многочисленные варианты этногенеза.

В работе экспедиции в Индии и Непале мы могли убедиться в справедливости такой гипотезы, особенно на примере кастовой организации в Индии.

Важно следующее: каким в антропогенезе первым важнейшим его механизмом было возникновение косм о-планетарных полевых интеллектуальных форм. В этногенезе первая пассионарная его фаза (период), видимо, характеризовались возрождением первичных палеопсихологических процессов. В этом периоде члены молодого этноса были незримо связаны полевыми интеллектуальными системами (как единое образование); и религиозные институты связывали их и с живым космосом (тотемизм). Это был особый период этногенеза (палеокосмо-планетарный). Ведущее значение поэтому в его динамике имели жрецы и оракулы, шаманы и др. личности, организующие эти связи. Они сочетались с социальной и экономической, гигиенической, поведенческой, репродуктивной деятельностью. Но первоначалом их, видимо, была полевая космическая природа. Несомненно, что социально-политические реальности вносили свои добавления, подчас подчиняли религиозные системы, но эти надстроечные системы не отменяли исторического значения религии, мифов, традиций в этногенезе. Далее в гомеостатической фазе религиозные институты всё более социализируются, их значение из прогрессивного природно-космического интеллектуального образования становятся всё более консервативными: власть, светские законы, про возглашение власти человека (сюзерена, вождя, короля и др.), Т.е. наместника Бога на Земле - земного законодателя ­изменяют лицо религии. При этом, как это указано было выше, космо-планетарная основав глубинах деятельности (психологии) сохраняется. Такие процессы среди разных этносов, суперэтносов порождают объективные причины появления новых религиозных догм, учений, явления новых божественных миссий. Видимо, историческая динамикаразличных религиозных институтов образований (их смена, взаимодействие) есть объективное отражение адаптивных процессов выживания этносов, народностей, их национальных культур в реальных природных (климатических) регионах планеты. Напомню: например, институт шаманов северных популяций и Средней Африки, космические - религиозные институты инков, ацтеков и северо-американских индейцев. Интересны в этом аспекте роль греко-православной церкви в становлении русско-славянского этнического образования, а также мусульманского суперэтнического движения.

Возможно, религиозные реформации и войны были выражением крайних политизированно-религиозных процессов в этнической динамике. Сегодня важно исследовать, в какой фазе (периоде) находятся существующие этносы, их валентности: I) природно-хозяйственный уклад; 2) культурно-религиозные основы (специфика); 3) семейно-демографическая (репродуктивная) основа-система; 4) язык элементов палеопсихологии, семантические поля, социально-историческая память. Если эти этнические валентности в процессах этнических взаимоотношений не адекватны, то неминуемо возникают национальные конфликты, рознь, войны. С позиции силы примирение возможно лишь на короткое время. Хорошим примером сказанного является взрыв национальной розни в развалившемся военнократическом образовании СССР.

  Наконец, проблемы онтогенеза человека.

Оплодотворение яйца сперматозоидом - это прежде всего явление космо-планетарное. Полевые формы живого вещества объединяются в соответствии скосмопланетарной организацией, временем и пространством. Интеллектуальное начало оплодотворённого яйца формирует молекулярное генетическое строительство организма в утробе матери и далее всю индивидуальную жизнь. До 3 - 5 лет ребёнок живёт в пределах палеопсихологии - полевого интеллекта; его память прошлых предков, пространства в этот период чрезвычайно велика. Далее, по мере вхождения ребёнка в современную социальную среду, обучения его языковой формы общения с миром - меняется его память; он входит как полевой компьютер в семантические поля. По существу, от более высокого, космической конструкции интеллекта, он «прогрессирует» в более примитивную адаптивно-земную социальную организацию. Его врождённые качества, способности, гениальность (на основе полевых форм) деформируются. Современный человек, воспитанный таким образом (особенно в урбанизированной среде), становится носителем земной адаптивной формы разумного живого вещества. Видимо у отдельных людей некоторые свойства палеопсихологии (полевая организация) сохраняются, волнообразно (периодически) обостряются. Эти волны связаны с солнечной активностью астрофизической динамикой межпланетных секторов, расположением планет солнечной системы, фазами Луны. Все эти зависимости нашли своё отражение в эмпирическом материале серьёзных астрологических школ.

И сегодня в Индии каждая семья, её члены (в меру своих возможностей) стремятся иметь постоянного (семейного) астролога. Роль такого института очень важна, во-первых, как система психогигиены, так и реализации индивидуальных, интимных, семейных и других жизненно необходимых действий поведения, решения крупных дел. Можно надеяться, что опыт астрологии станет предметом современного естествознания. В этногенезе, динамике популяции следует обратить внимание на поиски неких методов, где бы временно примерялись изложенные противоречия интеллектуальных инструментариев.

Праздники, мистерии, священные дни, ритуалы связи с природой, мистерии с открытым сексуальным поведением, карнавалы - всё это важнейшие формы разрядки, совмещения в единстве белково-нуклеиновой и полевой основ живого вещества.

В Индии до сих пор остаются в пантеоне богов возрождение и почитание сексуально-эмоциональных медитаций. Это же распространено в разных формах во многих религиях Востока (буддизм, мусульманство). Структура семейных организаций (полигамия, полиандрия, нуклеарная форма семьи) существенно связаны не только эколого-географическими культурными условиями, но, видимо, в значительной мере определяются более глубинными механизмами палеопсихологии (напомню работы Юнга, последние исследования Фрейда, трактаты Агни-иоги и др.).

В свете сказанного важно сопоставление утверждения ветхого и нового Заветов христианства, смена и дополнение догм отражает эволюцию человека (популяций) в основном в Европейской части Земли.
 

7. НОМОГЕНЕЗ: ИНТЕЛЛЕКТ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

 
Вернёмся к гипотезе о возникновении на планете Земля интеллектуальной формы живого вещества - человечества (Ноmо Sapiens). Его косм о-планетарные формы полевых (солитоно-голографических) пятен объединяли членов семьи, рода в единую интеллектуальную систему. Такие (структуры) «пятна» интеллектуального «океана» на Земле были своего рода пришельцами. Взаимосвязь членов доминировала, каждый член оставался лишь частью такого пятна, распределение значимости (ролей) его членов определялось процессом адаптации пятна в данной географической (экологической) области (регионе). Память, преемственность, эвристическое свойство, воспроизводство, видимо, напоминали деятельность (выживание) биологического полевого компьютера на поверхности Земли. Все обратные связи реализовались через перманентное принятие решения и распределение действия членами (гоминидами) пятна. Личности в современном нашем представлении быть не могло. Поскольку основа таких пятен была исторически белково-нуклеиновая, то функция поддержания массы основы (воспроизводства) входило в системы реализации обратной связи, в определённой степени решалась проблема первородного греха в его природном (натуралистическом) аспекте. То же самое относилось и к сохранению единой системы отражения окружающего мира и самих себя (единая голографическая основа), далее угроза гибели белково-нуклеинового носителя в конкретных экологических условиях вынуждали такие пятна мигрировать, локализоваться в определённых регионах, заселять водные и геологические пространства, искать иные материальные носители живого вещества. Эта историческая динамика нам остаётся неизвестной. Постепенно начинается процесс космо-планетарной адаптации: голографически-полевые формы интеллекта пятен перекодируются в иные, более примитивные - знаковые, информационные системы (двигательные знаки, звуковые, ­слова. Этому, видимо, предшествуют тотемические системы. Так возникают семантические причинно-следственные цепи новой - знаковой - информационной системы: семантические поля. Соответствующие пятна формируют (несмотря на общность процесса) различные языковые группы. Взаимодействие пятен на уровне единых голографических систем друг с другом и биотопами, костными структурами планеты тормозится, расчленяется. Внутри пятен на основе новых языковых информационных систем происходит всё большая индивидуализация её членов: создаются основы появления личности. Космо-планетарная первичная неделимость (единство) интеллектуальных пятен, их взаимосвязь с космическими полевыми интеллектуальными процессами (пространство) изменяется, ограничивается. Такое свойство тормозится семантическими системами отражения и сохраняется лишь в более выраженной форме у отдельных членов рода (теперь это вожди, шаманы, жрецы, оракулы и др.). Выживание родовых организаций продолжается на основе новой информационной системы - семантической знаковой формы (инструментария) интеллекта. Появляются возможности записи отдельных знаков памяти (писание, знаки различных предметов, далее - символы типовых действий, их последовательностей, запись пространства, времени, возможных событий природных процессов). Появляются древние формы календарей, отсчета временных циклов (Ларичев и др.). Миф Вавилонской башни отражает этот исторический процесс в различных сохранившихся легендах (элементы палеопамяти), и у шумеров, и в египетской, древневосточной, христианской мифологии.

Итак, полевые голографические формы находят своё вторичное выражение в новой информационной системе семантических полей (языках). Однако первичное голографическое космо-планетарное свойство сохраняется, на его основе формируются сложные объединяющие механизмы долгосрочного выживания: всё что не находит своего отражения в эмпирическом семантическом слое интеллекта (личностей, их свойств) реализуется на полевом уровне. Временная диалектика этого - некое го идеального пласта интеллекта - была иной, нежели время выживания родов, их общинных образований, ритмы репродуктивной деятельности. Эти горизонты интеллекта в соответствии с реальной семантической основой выживания (экологическая семантика процесса самосохранения) определяет многие табу, прогнозы, основы образа жизни. Они подчиняли личность исторической более глубокой космо-планетарной динамике живого вещества. Обобщённая историческая голографическая форма памяти (её взаимосвязь с памятью, живым веществом космоса) формировала единую интеллектуальную систему - (оболочку) Земного шара (Бом, Прибрам, данные трансперсональной психологии, астрологии).

Это есть то, что предполагалось Тэйяром де-Шарденом в «универсуме», или П. Флоренским в «пневматосфере». Понятие ноосферы В.И. Вернадского к этой космической динамике имеет лишь относительное значение, так как научная мысль - как действительно планетное явление - было уже вторичным семантическим порождением.

В семантических формах интеллекта человечество прогрессировало (в механизмах выживания на Земле, её экологической природно-биосферной среде). Но в первичных космо-планетарных формах (свойствах) интеллекта - постепенно упрощалось, То есть регрессировало. Процессы взаимодействия этих двух исторических космо-планетарных механизмов составляли особенности третьей силы эволюции. Эту-то силу (процесс), видимо, и предсказывал в своих работах Л.С. Берг, протестуя против признания единственной формы адаптации механизма происхождения видов Ч. Дарвина. Видимо это же предполагал и Кропоткин в идее эволюционных механизмов взаимопомощи, а не только борьбы за существование и выживание. Так семантические поля реализуются, материализуются в генетические механизмы антропогенеза, который сегодня остаётся единственной, казалось бы, несомненной научной основой процессов эволюции человека.

Однако, сегодня эволюция человека (человечества) ускоряется, её противоречия нарастают, и выживание человечества на Земле без учёта, восстановления первичных солитоно-голографических космических форм интеллекта становится невозможным. Именно такое развитие можно видеть в сохранённых древнейших культурах, мифах, образе жизни населения Индии и Непала (работа нашей экспедиции). Подчеркну, что сохранение овеществлённых форм древнего интеллекта (храмы, архитектурные памятники, скульптура, живопись, предметы труда, быта, ирригационные системы, оргкомплексы и др.) есть важнейшая основа сохранения (возможного развития) голографических горизонтов интеллекта.

Это находит своё реальное отражение в потребности населения, создания современных центров искусства (например. Центр имени Ганди в Дэли, Бахаистское движение объединения религии, формы слияния религиозных течений, новые памятники религиозных направлений типа Ауровиля (учение Ауробинды). В России это можно видеть в работах С. Булгакова, ВЛ. Соловьёва, Даниила Андреева и др. Религиозные реформации всех времён на Востоке и Западе имеют в своей основе вероятно те же тенденции: сохранение, эволюция голографических форм интеллекта, разрешение исторических противоречий, его полевых и семантических (конкретно материализованных) форм, например, современные научные поиски закономерностей этнологии (Бахтин, Гумилёв, Барт и др.), живая этика, биоэтика, идеи высокого соприкосновения (И.Т. Фролов, Н. Моисеев и др.). К сожалению, научных программ по человековидению мира, путей его выживания - пока нет. Современная же научная картина мира (семантическая система) основывается сегодня на основном массиве знаний о косном веществе - это 95% (и более) всех знаний науки. Формы априорного знания наукой отрицаются, не принимаются, на первое место поставлены: основа сильных экологических связей энергетика, экономика, известные формы экологических кризисов, демографические потоки людей, деформация биосферы и геологических форм планеты. Это важнейшие условия выживания. Но без понимания и научного открытия первичной природы (инструментария) космо-планетарного интеллекта живого вещества (солитоно-голографического), его неокислительной, полевой космоэнергетики и взаимосвязи с космосом - всех известных знаний и про грамм недостаточно.

Можно сказать также, что всё это лишь тактика, но не стратегия космо-планетарного выживания человечества. Современная формула этой тактики известна: научно-технический прогресс (НТП) плюс природа (П) и человек (Ч). НТП + П. Ч. Стратегия же имеет обратное отношение: П. Ч. + НТП. Это и есть стратегические перспективы выживания человечества, где НТП обязан понимать, внедрять, расширять системы слабых экологических связей. Эта же последовательность определяет и освоение человечеством ближнего и дальнего космоса. Встречи и объединения с другими интеллектуальными (полевыми, видимо подобными в системе слабых связей) формами (потоками) живого вещества и есть выход из неудержимо роковой сегодня «чёрной интеллектуальной дыры» человечества (ВЛ. Казначеев).

Продолжим изложенную систему на уровне клеток, - единиц белково-нуклеиновой организации живого вещества на Земле.

Каждая клетка со-сочетает в себе голографическую (солитоно-голографическую) основу полевой формы живого вещества и белково-нуклеиновую. Полевые формы не имеют анатомических границ клеточных образований. Они тоже объединяются в полевые организации, своего рода интеллектуальные пятна клеточных структур. Их перекодировка исторически, в адаптации к земным экологическим условиям, также реализовалась в новой знаково-информационной форме (системе) - специфике макро-молекулярных цепных потоков. Это постоянный обмен (поток) атомов косного и живого вещества по В.И. Вернадскому (основа биогеохимии) и запасы, хранение биологической памяти в нуклеиновых хроматиновых образованиях. Известно, что из общего фонда геном клетки (оплодотворённого яйца) реализует на построение индивидуума лишь 2-3% хроматина. Остальная масса имеет некую (малоизвестную) дополнительную функцию. Полевая форма жизни клеток постепенно закрепляется, упрощается в ферментативно-синтетических, мембранных, рецептивных, макромолекулярных, семантических полях. Появляются клетки-личности, их сложные иерархические конструктивы, взаимосвязи с внешней, внутренней средой через эти новые биохимические семантические поля. Сенсорные системы человека и животных, растений совершенствуются на этой основе. Полевые, прямые связи с голографической памятью тормозятся.

Если сегодня достаточно хорошо известны системы иммунитета (иммунного гомеостаза), белково-молекулярной несовместимости, то механизмы полевой (голографической) памяти клеток, организмов, совместимости полевых организаций, их существование во внешней космо-планетарной среде остаются неизвестными. Официально же академической наукой отрицаются в целом под объявленной эгидой (ещё Лысенко) псевдо-науки, идеализма, эзотерии и пр.

Между тем именно эти процессы и в жизнедеятельности клеток, а следовательно ­онтогенеза, витальных циклов, морфогенеза являются основополагающими. И здесь мы имеем в современной научной медико-биологии ту же последовательность: НТП + П. Ч. (в понимании клетки, ткани, организма). Эта научная доктрина и определила современную эпидемию химической и экологической (ПДК, ПДВ), эпидемии новых заболеваний, старения, онкологии. Это также, как и в популяциях человека, лишь часть тактики онтогенеза (индивидуальной жизни); стратегия же имеет обратную зависимость:

П. Ч. + НТП !

  Черты таких стратегий содержатся в опыте народной медицины, при родной нативной экологии. Возможно, что пневматосфера Земли (полевая оболочка универсума) имеет на поверхности различные сгущения, центры, полюса. Беловодье, Шамбала, другие мифические, легендарные места видимо и есть выражение таких зон, полюсов, также как и полюса Земли (географические, гравитационные, магнитные и др.).

Проблемы живого вещества планеты, его интеллектуальных форм, адаптивного их приспособления в планетарно-земных семантических системах (их материализации) на Земле (макромолекулярные, биохимические, языковые семантические поля) это новое поле науки - новая космогония. Это не противостояние научно-техническому прогрессу, это его дальнейшее естественно-историческое продолжение как реализация вселенского плана нашей Вселенной. Это и есть гипотеза номогенеза в современном её видении.

Необходимо объединение науки и практики в новых полях поиска, где опыт прошлой медицины, гигиены, системы жизнеобеспечения был бы положен в основу научных критериев целесообразности в её стратегическом значении (масштабе) выживания - исторического здоровья: проблема НТП + П. Ч. и есть формула (путь) такой стратегии выживания. Следует напомнить ещё раз об идеях Л.С. Берга, который в гипотезе номогенеза прогнозирует возможность более сложных космо-планетарных закономерностей прогрессивной эволюции живого мира.
 

8. НООСФЕРА - РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УТОПИЯ ?

 
Гениальные работы В.И. Вернадского в области геохимии, исследований живого вещества, биосферы привели его к выводам о превращении биосферы в ноосферу. Эти работы следует назвать современной энциклопедией земной футурологии. В.И. Вернадский выделяет научную мысль как планетное явление и изучает её динамику в истории планеты как новую геологическую силу.

В то же время, конец 20 века реально не может продемонстрировать по существу ни одного примера ноосферного строительства на планете. Известны глобальные кризисы, технократические катастрофы, эпидемии хронических заболеваний, появление новых уровней биосферных конфликтов на уровне конфликтов биологических царств (в отличии от конфликтов, в прошлом, типов и видов) стимулируют появление на поверхности Земли мёртвых этнических и биосферных морей, пустынь.

Несмотря на прогресс в мировой науке, следует сказать, что научной мысли, направленной на обоснование планетного развития (перехода биосферы в ноосферу), сегодня ещё нет. Более того, - изменения природы живого вещества Земли (монолита биосферы) по скорости таких изменений (новые качественные механизмы эволюции) опережают современную скорость научного познания этих деформаций. Этого пока не наблюдается в эволюции косного вещества планеты; только отдельные признаки такого ускорения налицо (экологические деформации, озоновые дыры, изменения климата и др.). Если обозначить скорость эволюции живого вещества в 20 веке Vж, а скорость научного познания этих изменений Vп, то окажется, что Vж > Vп. Это и есть чёрная интеллектуальная дыра нашего времени. Все компенсации дефектов и новые потребности жизни людей черпаются из арсенала науки о косном веществе. Привлекая источники энергии, технологии из этого арсенала, несоответствие скоростей интеллектуального коллапса нарастают, то есть величина различий скорости Vж > Vп  всё более увеличивается не в пользу их сближения.

Сегодня идеи о ноосфере следует отнести к важнейшей теоретической гипотезе, для реализации которой человечество интеллектуально ещё не готово. В определённой мере, более всего в России идеи о ноосфере, ноосферогенезе преувеличены, канонизированы. Исследований же в фундаментальной основе работ В.И. Вернадского (в их синтезе, интеграции) о биосфере немного, они дифференцированы, расчленены. Это очередная тень прошлого диктаторского наследия в стране. Не учитывается новый класс слабых экологических связей, новые данные по эволюции человека, палео-психологии, идеи Земли как живого космического тела (Геи).
 

9. НОВАЯ КОСМОГОНИЯ, ПРЕДЕЛЫ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕКА

 
Если принять гипотезу о множественных формах живого вещества, живом космосе, Вселенной, планеты Земля, то в научной картине мира следует сформулировать ещё одно фундаментальное поисковое поле.

1. Отказаться от гипотезы единственности и уникальности белково-нуклеиновой формы живого вещества на планете Земля.

2. Принять гипотезу о множественных формах (их сочетаний) живого вещества на планете Земля. 3.Исследовать возможность полевых форм живого вещества на планете Земля и организовать исследования их появления (возникновение?) из космического пространства (живой космос). Известная гипотеза панспермии, занос на Землю органических источников недостаточна, так как перенос (трансляция) полевых форм имеет иные механизмы.

4. Отказаться от столь бесспорного утверждения о возникновении интеллектуальной формы живого вещества (человека разумного) на основе синтетической теории эволюции биосферы (теории Дарвина). Принять предположение о том, что на Земле произошла встреча нескольких форм космического живого вещества и возникновение интеллектуальной формы есть результат такого взаимодействия.

5. Принять гипотезу о голографической информационной организации Земли и околоземного пространства, включая литосферу, осадочный чехол, глубинные образования планеты.

6. Развивать исследования по палеопсихологии не в свете возрастающей прогрессии, а наоборот, - от высших форм интеллектуально-полевых организаций к редуцированным формам за счёт эволюции белково-нуклеинового носителя и перекодировки высших космических организаций интеллекта в языковые семантические поля.

7. Материалы древней культуры религий, мифологии, этнологии - из предметов науки - необходимо превратить в методы исследования палеопсихологии.

В целом, направление - новое поле науки в естествознании необходимо для прогнозов и реальных практических организаций выживания человечества и сохранения планеты Земля. Исследования палеопсихологии, культуры, биологии эволюции человечества путями великих миграций наиболее эффективно осуществлять методом междисциплинарных комплексных экспедиций.

8. Полученные уже сегодня материалы по дистантным взаимосвязям клеток, растений, человека открывают новые возможности в понимании «Феномена человека», его пределах и разработка новых методов рекреационной экологии, сельского хозяйства, медицины, образа жизни, воспитания, образования и психологии.

10. НОВАЯ КОСМОГОНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ГЕИ

 
Современный мир обеспокоен перспективами сохранения планеты Земля как уникального космического дома Человечества, Земли как космического образования в солнечной системе, системе Вселенной в целом. Достижения науки, техники, культуры дают основания для анализа состояния планеты, её оболочек и структур, особенно тех сфер, где существует биосфера и человечество, как её неотъемлемая часть. Научные

прогнозы энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь), Т.е. сжигание необратимых запасов былых биосфер при современных темпах (их уровень в 2010 гг.) весьма скромны ­резервы на 100 - 250 лет. Такие темпы сжигания сопровождаются увеличением содержания углекислого газа в атмосфере до 0,2 - 0,3% за каждые десять лет. Парниковый эффект, потепление и, следовательно, подъём уровня мирового океана неминуемы. Это уже реальная глобальная критическая черта выживания человечества. К этому добавляются все остальные экологические деформации, включая и рост дефицита пресной воды, гибель зелёного покрова, снижение уровня атмосферного кислорода, разрушение озонового слоя и др. Всё это весьма реально и имеет достаточно глубокие научные материалы. Проектируются варианты глобальных моделей мира. Возникли проблемы пути развития стран второго, третьего мира. Если страны Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и др. будут повторять исторический путь развитых стран Европы, США, то энергетический экологический кризис в такой модели мира станет фатальным. Других же путей цивилизации, культур этих стран пока мировое научное содружество не предлагает. Внедрение источников атомных энергосооружений остаётся научно-технически за чертой недопустимого риска, солнечная энергетика (как и ветровая) технически пока в зачаточном состоянии. Научных оснований для их реализации в глобальных масштабах пока очень мало. То же самое относится и к геотермоэнергетике, источникам солнечной плазмы, гравитационным нейтринным и др. космическим потокам.

Приведём реальные данные роста потребностей народонаселения планеты в 1965 - 2000 гг.

 
 Рост численности населения планеты*
 Годы  1965  1970  1980  1990  2000
 Городское население (млн. чел.)
 Мир в целом  1158  1352  1854  2517  3329
 Развитые страны
 651  717  864  1021  1174
 Развивающиеся страны
 507  635  990 1496
 2155
Сельское население (млн. чел.)
 Мир в целом
 2131  2284  2614  2939  3186
 Развитые страны
 386  374  347 316
 280
 Развивающиеся страны
 1745  1910  2267  2623  2906
 * - Дк. Глэдуэлл, М. Бнелл «Природа и Ресурсы». ЮНЕСКО, Т. 27, №1, 1991, стр.7З.


                                       
  Достаточно сопоставить приведённые расчёты, как становится очевидным, что демографическая волна планеты, рост потребностей (энергоинформационных, ресурсов жизнеобеспечения, питания и др.) существенно опережает и научные знания, и реальные конструкции экономических и экологических систем мира. Ни компенсационные модели мира Римского клуба, ни модели стабильного развития нельзя считать реальностью. Так же как и теоретическая мысль ноосферы, эти модели (типотезы). не- обеспечены достаточным объёмом научных знаний. Более того, дальнейший ход мирового естествознания всё более углубляется, сосредотачивается на исследованиях природы косного вещества планеты и Вселенной. Естественно, что попытка на основе таких знаний построить модели мира также выражают возможные конструкции мира как некой сложной машины. Другими словами, земной шар, человечество моделируются как некое косное планетарно-космическое образование в такой же косной Вселенской системе. Принята догма эволюции Вселенной (микро-макрокосмоса) как косного образования, где человек, белково-нуклеиновое живое вещество остаётся квазислучайным явлением (по существу чудом!?), а человеческий интеллект - неким «инструментом», наблюдателем космической мёртвой бесконечности. Так мы оказались в плену физики, астрономии, химии, математики, о чём много раз говорил и предупреждал В.И. Вернадский.

Исследования живого вещества, гипотеза живой Вселенной, Солнца и Геи, до сих пор не входит в программы, финансирование и интеллектуальные научные организации. Между тем, исследования истории, культуры, религий, жизненных технологий, демографии, искусства древнейших культур и Европы, и Азии, и Америки указывают на то, что, несмотря на кажущуюся (с позиций современной цивилизации) простоту, подчас и примитивность в их эволюции, реализовались иные возможные и реальные модели мира. Они прежде всего основывались на опыте, априорных знаниях, космо-планетарных, исторических тенденциях, на духовных связях интеллекта (видимо, на солитоно­голографической основе). Прошедшая работа в экспедиции ЮНЕСКО («Путями великих миграций человечества») убеждает меня в этом. Формула Природы (П), человек (Ч) и научно-технический прогресс (НТП) П. Ч. + НТФ  в современном их понимании также может быть лишь условной, если не утопической. Она, несомненно, есть значительный научный шаг в глобальных моделях относительно утвердившейся формулы (технократия) НТП + П. Ч. Но и в предложенной выше последовательности, где на первом месте остаются знания о состоянии (в данном регионе и глобально). Сегодня преобладают представления о единственности на планете Земля белково-нуклеиновой сущности живого вещества, а о человеке - как некой эволюционной линии (по Ч. Дарвину) такой эволюции. Белково-нуклеиновый центризм, антропоцентризм сочетаются с психоцентризмом, то есть утвердившемся представлении о психологии человека как некой нейрофизиологической производной, смертности человеческого духа и его единственности на Земле. Это плод длительной социальной (политической) истории, где семантические поля (как вторичные адаптивные производные) лишили науку (отстранили научную мысль) исследовать природу самого духа как естественно-природное космо-планетарное явление. Попытки учёных ввести в научные поля такие исследования встречали религиозные, политические, этнические и др. барьеры, начиная с позднего средневековья, когда Декарт выделил науку из целостного свода естествознания, отдав всё, что не измеримо в лоно метафизики. Так формировалась современная научная картина мира (физический, косный микро-макрокосмос), атеизм науки стал инструментом насильственной деформации общечеловеческого интеллекта. Этот космо-планетарный феномен уникален, он более серьёзен, чем все остальные экологические и другие критические прогнозы. Последние - есть неизбежное производное этого феномена.

Сегодня необходима организация новой научной программы (содружества) особенно с участием учёных, интеллигентов, теософов развивающихся стран, т.к. там сохраняются истоки возможных других моделей мира. Именно там и исследования силами их интеллигенции (этих стран), т.к. европейский, цивилизованный мир уже построил по своему разумению (своё видение) их историю, где основополагающие естественно-природные механизмы жизнеобеспечения исследованы односторонне на основе некой уже сложившейся европейской модели систем познания.

В этой системе, например, не учитываются системы слабых экологических связей, множественность форм живого вещества, интеллектуальных форм и многое другое. Понятие «эзотерические явления» (познания) в научном мире стало нарицательным, обвиняющим в примитивизме, некой псевдо-науки, а экология непознанного остаётся в горизонтах неких сенсаций и забавных историй.

Вот почему, не отвергая, наоборот - принимая в основу научный и культурный современный фонд, человечество должно задуматься о будущем и объединить свои силы в аспектах новой космогонии. Видимо в сочетании всех научных путей на уровне синтеза, интеграции, отказа от технократизма (антропоцентризма) космизм открывает нам живую Вселенную, планету Земля как живое космическое образование - Гею.

Ещё не поздно не позволить человечеству погрузиться необратимо в «чёрную интеллектуальную дыру». Это вселенская, глобальная обязанность науки и культуры всех народов Земли во имя жизни, выживания. Мы сами феномен Геи, её неотъемлемая часть; и сохранимся только в её живом теле и духе.

 
 

Казначеев Влаиль Петрович, - действительный член Российской Академии Медицинских Наук, Российской Академии Естественных Наук, Петровской Академии Наук и Искусств, доктор медицинских наук, профессор, директор Института общей патологии и экологии человека (Сибирское отделение РАМН), президент Международного Института Космической Антропоэкологии (МИКА), г. Новосибирск.

 
Опубликовано: журнал «Русская Мысль», 2003, № 1-12, стр. 41-56.







« назад

Журнал Русской Физической Мысли
Журнал Русской Физической Мысли

Ссылки: